Педагог-психолог - странн(ш)ое сочетание.

    Цель данной заметки - не собственный пиар, а потребность поднимать культуру психологической сферы, развивающейся-таки в нашей стране, качество которой, как представителя данной профессии, не оставляет меня равнодушной.  

    КТО ТАКОЙ «ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ».

     В около-психологическом мире есть область, где обитают психологи Системы Образования – психологи школ и садов. Их должность, на мой слух, звучит устрашающе – «педагог- психолог». «Устрашающе» - потому что эти две профессиональных позиции не могут быть совместимы никак, и первая из них уродует вторую!
    Но очень часто в Системе Образования это не  просто УРОДЛИВОЕ СОЧЕТАНИЕ, дискредитирующее позицию психолога, а РЕАЛЬНОСТЬ – когда несовместимые корни: «пед» и «псих» - действительно, смешаны.
    Начнём с того, что настоящих психологов в этой сфере мало! Большинство из них – это бывшие немолодые педагоги, прошедшие краткосрочные курсы переподготовки - «Да и то, правда - зачем специально 5 лет специально учиться психологии?», - и подрабатывающие, кроме своей ставки, ещё и психологами – «Мы ж и так на все руки от скуки!»

    И даже «настоящие психологи» - с таковым базовым образованием – подчиняются давлению администрации школ и смешивают эти две профессиональные сферы - замещая заболевших учителей, или соглашаясь подработать учителем. Такова реальность – финансово выживать в этой сфере особенно непросто, но как-то надо.
    Администрации детских садов (тоже слабо представляющая, что такое  деятельность психолога) давит на них, ставя их не только на замену заболевших воспитателей, но и на праздничные утренники - играть Бабу Ягу, Кощея Бессмертного или Снегурочку!!! Где уж тут психологу обрести профессиональную идентичность?   Но возражения несовместимы с пребыванием на данном месте работы! - «А то сидят бездельники в своём кабинете, и ещё непонятно, чем занимаются» - так рассуждает администрация школ и садов. 
    К слову сказать, у «психологов-бездельников» и свой кабинет-то не всегда есть. В лучшем случае, они его делят с логопедом - «А чего их баловать-то? Проведут психологическое занятие в группе, заодно и воспитателя на часок освободят от работы» - и не важно, что «в группе» количество детей – человек эдак 25 – что несовместимо с психологической групповой работой. Может ли быть качественная работа в данных  условиях?
    Системе Образования она непонятна, и её мерят своими ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ мерками - «Ну, случилась такая оказия – ввели-таки ставку  психолога… Нужно же с ней что-то делать…». Кстати, ввели лет 25 назад! А что с ней делать - не разберутся до сих пор…

     Ниже будет понятно, почему я назвала эту сферу «около-психологической».

    Несовместимость сочетания «педагог- психолог» заключается в том, что педагоги по своей природе (или в силу профессиональной деформации) обладают ДИРЕКТИВНОСТЬЮ, АВТОРИТАРНОСТЬЮ, КАТЕГОРИЧНОСТЬЮ КРИТИЧНОСТЬЮ. Они испытывает иллюзию, что обладают знанием - КАК НАДО ЖИТЬ, и насаждают ее в массы! Но это черты прямо противоположны тем, какими должен обладать психолог!!! Но именно так бывшие педагоги, вдруг в одночасье ставшие психологами, и оказывают «психологическую помощь»! И беда в том, что даже настоящие психологи, застревая в этой среде, и совмещая несовместимые должности, подвергаются той же педагогической профессиональной деформации, которая разрушает идентичность психолога!

     ПЕДАГОГ- ПСИХОЛОГ - «ДИКИЙ ПСИХОЛОГ».
Дальнейшая информация неголословна и опирается на собственный опыт работы заместителем директора Психологического Центра, где я должна была курировать школьных и дошкольных психологов в 30 школах и 60 садах. Этому опыту более, чем 10 лет; но давность не имеет значения, так как, достоверно знаю, что воз и ныне там. И истинные, и «переделанные» специалисты – все они обнаруживали комплекс профессиональных трудностей - КОТОРЫЙ ОНИ ДАЖЕ НЕ ОСОЗНАВАЛИ!

   Такие специалисты особо почитают программу «Жизненные навыки» - потому что она почти единственная, которой они гордо владеют; и тесты - на самооценку, самооценку, самооценку – почему-то горячо любимые. Пускай! Это хотя бы не навредит.

   Но, на своём опыте руководителя, я могла созерцать и более печальные ситуации, когда деятельность «диких психологов», консультирующих родителей, или принимающих семьи, была во вред. Не буду вдаваться в угнетающие подробности, хотя их я наблюдала немало…
   Но почему же помощь такого психолога оказывается во вред?

    Педагог-психолог - это «дикий психолог» - как это говорится в невеселой профессиональной шутке. Это психолог без личной терапии (не говоря уж про странное и непонятное слово «супервизия»). Но с уверенностью - что он, как знаток человеческой души, может вершить человеческие судьбы и причинять добро.

    Оставим в покое педагогов со стажем, скоропостижно трансформировавшихся в психологов. Дадим им единственно возможный шанс – доработать так, как они умеют – это группа уже не подвержена, говоря их языком, никакой коррекции. А родителям и детям (нуждающимся в психологической помощи) – просто дадим информацию про происхождение данных специалистов.
    Обнако, в школах и садах ещё всё-таки водятся психологи по образованию – и поначалу ещё даже не покорёженных системой...  Но почему-то в Системе Образования для них стандарты профессии не считаются действительными - я опять про необходимость личной терапии, которую никто не отменял - даже для «ПРОСТО психологов», даже в «ПРОСТО Системе Образовании». 
   Например, личная терапия для психологов, обучающихся определенным направлениям психотерапии, строго обязательна – без этого в серьёзном сообществе не начнется ни теоретическая подготовка, ни супервизия.  Но психологи, не продолжающие своё дальнейшее образование (программа «Жизненные навыки» - не в счёт), не имеют органа, который бы побуждал и вдохновлял их на такое вложение в свой профессиональный рост.  Или вы думаете, что этому может способствовать методист из Управления Образования или администрация школы или сада??!!
    Да, что вы!!! Методисту важнее собрать бессмысленную формально-фиктивную бумажную отчетность! Тогда – «Вот, это работа – вау!!!» А администрации школ и садов интереснее, чтобы психолог свои методические часы отсиживал на рабочем месте и подменял заболевшего педагога.  И тогда это остается на инициативе самих психологов. Но почему это так важно?

   Не секрет, что в психологию нередко идут особые люди – сами столкнувшиеся с личной болью, психологически травмированные, часто имеющие серьезные психологические трудности. Чаще всего, это не порок, не препятствие для профессии! Наоборот – разве, условно говоря, «здоровому» человеку будет интересно разбираться в чужой психопатологии, часами слушать про чужие беды и созерцать слёзы? Только человек, познавший свою собственную боль, может видеть своё призвание в облегчении чужой боли.  Но при обязательном условии - этот человек, должен проработать свои проблемы в личной терапии! Исключением являются случаи грубой патологии характера психолога и низкий уровень организации личности, которые могут являться пожизненным противопоказанием к данной профессии, несмотря на терапию!  
    Но даже, если психолог – счастливое исключение из вышеописанного наблюдения, и просто-таки образец душевного здоровья – это тоже не отменяет его терапию - как инструмент познания себя и повышения уровня самоосознавания, приобретения опыта быть в позиции клиента.
  Да, конечно, прохождение терапии – дело нешуточное и непростое. Оно предполагает самодисциплину, преодоление сопротивления, умение следовать контракту и поддерживать рабочий альянс с терапевтом.

    Терапия – это не только поддержка и нахождение ресурсов! Это, порой, болезненное столкновение со своей деструктивностью; осознание своей психопатологии; встреча с собой таким - с которым не хотелось бы знакомиться.  Но, только побыв самому в «шкуре клиента», специалист может поставить себя на место своего клиента, и понять, каково ему сталкиваться с подобного рода открытиями про себя. Это поможет психологу быть с ним особенно бережным и деликатным! Без этого профессионал, работающий с людьми, становится тем самым «диким психологом» и оказывается опасен в своем стремлении причинять добро!

    В каждом случае, очень хочется надеяться, есть исключения. Может быть, где-то водятся (до)школьные психологи, прошедшие курс многолетней личной терапии, замотивированные на регулярную(!) супервизию своей работы с детьми и консультативной деятельности, и, обладающие не только опытом проведения социальной программы «Жизненные навыки», но и, главное – способные противостоять(!) администрации, навязывающей психологической сфере педагогические законы.

Тогда эта заметка не про них - им респект и моё уважение!

   Но только тут одна нестыковочка - какая мотивация у ТАКОГО специалиста оставаться в Системе Образования?!


Автор: Ежек Наталия

К списку статей