Цель данной заметки - не собственный пиар, а
потребность поднимать культуру психологической сферы, развивающейся-таки в нашей
стране, качество которой, как представителя данной профессии, не оставляет меня
равнодушной.
КТО ТАКОЙ
«ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ».
В около-психологическом мире есть область, где
обитают психологи Системы Образования – психологи школ и садов. Их
должность, на мой слух, звучит устрашающе – «педагог-
психолог». «Устрашающе» - потому что
эти две профессиональных позиции не могут быть совместимы никак, и первая из них
уродует вторую! Но очень часто в Системе Образования это
не просто УРОДЛИВОЕ СОЧЕТАНИЕ, дискредитирующее позицию психолога, а
РЕАЛЬНОСТЬ – когда несовместимые корни: «пед» и «псих» - действительно, смешаны.
Начнём с того, что настоящих психологов в этой сфере мало!
Большинство из них – это бывшие немолодые педагоги, прошедшие
краткосрочные курсы переподготовки - «Да и то, правда - зачем специально 5 лет
специально учиться психологии?», - и подрабатывающие, кроме своей ставки, ещё
и психологами – «Мы ж и так на все руки от скуки!»
И даже «настоящие психологи» - с таковым
базовым образованием – подчиняются давлению администрации школ и
смешивают эти две профессиональные сферы - замещая заболевших учителей, или
соглашаясь подработать учителем. Такова реальность – финансово выживать в
этой сфере особенно непросто, но как-то надо.
Администрации детских садов (тоже слабо представляющая, что такое
деятельность психолога) давит на них, ставя их не только на замену заболевших
воспитателей, но и на праздничные утренники - играть Бабу Ягу, Кощея Бессмертного
или Снегурочку!!! Где уж тут психологу обрести профессиональную идентичность?
Но возражения несовместимы с пребыванием на данном месте работы! - «А
то сидят бездельники в своём кабинете, и ещё непонятно, чем занимаются» - так
рассуждает администрация школ и садов. К слову
сказать, у «психологов-бездельников» и свой кабинет-то не всегда есть. В
лучшем случае, они его делят с логопедом - «А чего их баловать-то? Проведут
психологическое занятие в группе, заодно и воспитателя на часок освободят от
работы» - и не важно, что «в группе» количество детей –
человек эдак 25 – что несовместимо с психологической групповой работой.
Может ли быть качественная работа в данных условиях? Системе Образования она непонятна, и её мерят своими
ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ мерками - «Ну, случилась такая оказия – ввели-таки
ставку психолога… Нужно же с ней что-то делать…». Кстати,
ввели лет 25 назад! А что с ней делать - не разберутся до сих пор…
Ниже будет понятно, почему я назвала эту сферу
«около-психологической».
Несовместимость сочетания «педагог-
психолог» заключается в том, что педагоги по своей природе (или в силу
профессиональной деформации) обладают ДИРЕКТИВНОСТЬЮ, АВТОРИТАРНОСТЬЮ,
КАТЕГОРИЧНОСТЬЮ КРИТИЧНОСТЬЮ. Они испытывает иллюзию, что обладают знанием
- КАК НАДО ЖИТЬ, и насаждают ее в массы! Но это черты прямо противоположны тем,
какими должен обладать психолог!!! Но именно так бывшие педагоги, вдруг в одночасье
ставшие психологами, и оказывают «психологическую помощь»! И беда в
том, что даже настоящие психологи, застревая в этой среде, и совмещая несовместимые
должности, подвергаются той же педагогической профессиональной деформации,
которая разрушает идентичность психолога!
ПЕДАГОГ-
ПСИХОЛОГ - «ДИКИЙ ПСИХОЛОГ». Дальнейшая информация
неголословна и опирается на собственный опыт работы заместителем директора
Психологического Центра, где я должна была курировать школьных и дошкольных
психологов в 30 школах и 60 садах. Этому опыту более, чем 10 лет; но давность не
имеет значения, так как, достоверно знаю, что воз и ныне там. И истинные, и
«переделанные» специалисты – все они обнаруживали комплекс
профессиональных трудностей - КОТОРЫЙ ОНИ ДАЖЕ НЕ
ОСОЗНАВАЛИ!
Такие специалисты особо почитают программу
«Жизненные навыки» - потому что она почти единственная, которой они
гордо владеют; и тесты - на самооценку, самооценку, самооценку – почему-то
горячо любимые. Пускай! Это хотя бы не навредит.
Но, на своём опыте руководителя, я могла созерцать и более
печальные ситуации, когда деятельность «диких психологов»,
консультирующих родителей, или принимающих семьи, была во вред. Не буду
вдаваться в угнетающие подробности, хотя их я наблюдала немало… Но почему же помощь такого психолога оказывается во вред?
Педагог-психолог - это
«дикий психолог» - как это говорится в невеселой
профессиональной шутке. Это психолог без личной терапии (не говоря уж про странное
и непонятное слово «супервизия»). Но с уверенностью - что он, как знаток
человеческой души, может вершить человеческие судьбы и причинять добро.
Оставим в покое педагогов со стажем, скоропостижно
трансформировавшихся в психологов. Дадим им единственно возможный шанс –
доработать так, как они умеют – это группа уже не подвержена, говоря их
языком, никакой коррекции. А родителям и детям (нуждающимся в психологической
помощи) – просто дадим информацию про происхождение данных специалистов.
Обнако, в школах и садах ещё всё-таки водятся психологи по
образованию – и поначалу ещё даже не покорёженных системой... Но
почему-то в Системе Образования для них стандарты профессии не считаются
действительными - я опять про необходимость личной терапии, которую никто не
отменял - даже для «ПРОСТО психологов», даже в «ПРОСТО Системе
Образовании». Например, личная терапия для
психологов, обучающихся определенным направлениям психотерапии, строго
обязательна – без этого в серьёзном сообществе не начнется ни теоретическая
подготовка, ни супервизия. Но психологи, не продолжающие своё дальнейшее
образование (программа «Жизненные навыки» - не в счёт), не имеют
органа, который бы побуждал и вдохновлял их на такое вложение в свой
профессиональный рост. Или вы думаете, что этому может способствовать
методист из Управления Образования или администрация школы или сада??!! Да, что вы!!! Методисту важнее собрать бессмысленную
формально-фиктивную бумажную отчетность! Тогда – «Вот, это работа
– вау!!!» А администрации школ и садов интереснее, чтобы психолог свои
методические часы отсиживал на рабочем месте и подменял заболевшего
педагога. И тогда это остается на инициативе самих психологов. Но почему это
так важно?
Не секрет, что в психологию нередко идут особые люди –
сами столкнувшиеся с личной болью, психологически травмированные, часто имеющие
серьезные психологические трудности. Чаще всего, это не порок, не препятствие для
профессии! Наоборот – разве, условно говоря, «здоровому» человеку
будет интересно разбираться в чужой психопатологии, часами слушать про чужие беды
и созерцать слёзы? Только человек, познавший свою собственную боль, может видеть
своё призвание в облегчении чужой боли. Но при обязательном условии - этот
человек, должен проработать свои проблемы в личной терапии! Исключением являются
случаи грубой патологии характера психолога и низкий уровень организации личности,
которые могут являться пожизненным противопоказанием к данной профессии,
несмотря на терапию! Но даже, если психолог
– счастливое исключение из вышеописанного наблюдения, и просто-таки образец
душевного здоровья – это тоже не отменяет его терапию - как инструмент
познания себя и повышения уровня самоосознавания, приобретения опыта быть в
позиции клиента. Да, конечно, прохождение терапии – дело
нешуточное и непростое. Оно предполагает самодисциплину, преодоление
сопротивления, умение следовать контракту и поддерживать рабочий альянс с
терапевтом.
Терапия – это не
только поддержка и нахождение ресурсов! Это, порой, болезненное столкновение со
своей деструктивностью; осознание своей психопатологии; встреча с собой таким - с
которым не хотелось бы знакомиться. Но, только побыв самому в «шкуре
клиента», специалист может поставить себя на место своего клиента, и понять,
каково ему сталкиваться с подобного рода открытиями про себя. Это поможет психологу
быть с ним особенно бережным и деликатным! Без этого профессионал, работающий с
людьми, становится тем самым «диким
психологом» и оказывается опасен в своем стремлении причинять добро!
В каждом случае, очень хочется надеяться, есть
исключения. Может быть, где-то водятся (до)школьные психологи, прошедшие курс
многолетней личной терапии, замотивированные на регулярную(!) супервизию своей
работы с детьми и консультативной деятельности, и, обладающие не только опытом
проведения социальной программы «Жизненные навыки», но и, главное
– способные противостоять(!) администрации, навязывающей психологической
сфере педагогические законы.
Тогда эта заметка не про них - им респект и моё уважение!
Но только тут одна нестыковочка - какая мотивация у ТАКОГО
специалиста оставаться в Системе Образования?!
|