В рекомендациях по выбору
психотерапевта часто звучит то, что психотерапевт должен иметь опыт работы под
супервизией, а в идеале - регулярную супервизию.
ЧТО
ТАКОЕ СУПЕРВИЗИЯ? Супервизия - это не теоретическая подготовка. Это
помощь терапевту со стороны старшего и более опытного коллеги в разборе его работы
с определенным пациентом (или несколькими пациентами). Обычно, это проходит так... Психотерапевт (в
данном случае, он же - супервизант) рассказывает или письменно описывает
супервизору сессию (сеанс) работы с конкретным пациентом. Конечно, при
этом соблюдаются все правила конфиденциальности - имя пациента и другие
узнаваемые подробности не сообщаются, все записи уничтожаются. Супервизор, как лицо
нейтральное - не включённое в эмоциональное поле, которое разворачивается между
терапевтом и пациентом, легче может заметить, как и что развивается в этом
взаимодействии; что в работе пошло не так; или, что можно заметить ещё - в
особенностях защит пациента; в его структуре характера.
Часто
супервизор делится с терапевтом своими гипотезами, относительно того, как можно
помочь пациенту; деликатно указывает терапевту на его слепые пятна в работе (ту
зону, которую он не осознает и не замечает). Терапевт не
должен спрашивать согласия пациента на супервизию работы с ним – это часть
его деятельности по оказанию помощи пациенту, и часть его работы надо своим
профессиональным мастерством. Все, что обязан терапевт - это хранить
конфиденциальность в отношении пациента.
ЧЕМ ПОЛЕЗНА СУПЕРВИЗИЯ?
Если психотерапевт не обращается за
супервизией, то он рискует смотреть на ситуацию субъективно, однобоко, рискует не
заметить что-то важное. Причин этому много… Во-первых, и самое очевидное – психотерапия довольно
субъективная область. Даже при хорошей теоретической базе, терапевт, как живой
человек, оказывается вовлечённым в процессы: переноса-контрпереноса – та
динамика отношения, которая разворачивается между ним и пациентом. Её заметить
бывает непросто, т.к. терапевт в этот момент может эмоционально вовлекаться в
разыгрывание, в которое бессознательно втягивает его пациент. Это не беда и не
ошибка; главное, в какой-то момент (а это даже у опытных терапевтов случается не
сразу) заметить эти процессы и сделать их предметом осмысления. С помощью
супервизора, как нейтрального лица, не вовлеченного в это взаимодействие, это
заметить легче.
Начинающие психотерапевты могут
недостаточно хорошо знать, как работать с пациентами с определенной структурой
характера (нарциссической, шизоидной, депрессивной и т.д.) и различной организацией
личности (невротической, пограничной, психотической). Например, было бы большой
ошибкой работать с пациентом с преобладающими первертными чертами также, как и с
невротиком. И супервизор на конкретном примере поможет разобраться и в
диагностике, и в дальнейших направлениях работы. У
начинающего терапевта могут быть неосознаваемые зоны («слепые
пятна»), которые трудно заметить без взгляда со стороны. Например, терапевт
может нуждаться в том, чтобы бессознательно подпитывать свою самооценку
благодарностью пациента, и тогда ему трудно будет замечать негативные моменты в
речи пациента. Это затруднит проработку негативного переноса, или не даст
возможность услышать объективное недовольство или разочарование пациента,
вызванное ошибкой терапевта. Или же, случается, что терапевту непросто
выдерживать агрессию, направленную на него со стороны пациента, и тогда он
«не слышит» эти нотки в речи пациента. Точно также по разным причинам
терапевт может оказаться нечувствительным и другим темам, звучащим у пациента.
Супервизор, взглядом со стороны, помогает восстановить
целостность ситуации.
КОМУ ИЗ
ТЕРАПЕВТОВ НУЖНА СУПЕРВИЗИЯ. На мой взгляд, регулярная
супервизия необходима любому уважающему себя психотерапевту, вне зависимости от
его опыта – опять-таки, потому что психотерапия - очень субъективное
направление, где взгляд со стороны никогда не будет лишним! Без регулярной
супервизии, по моему мнению, могут позволить себе обходиться терапевты с очень
большим опытом, которые сами очень много супервизируют чужих случаев. Супервизия
чужих случаев – когда тренируется видение и осмысление чужой работы - тоже
является для терапевта развивающей и продвигающей в плане профессионального
роста. В аналитическом сообществе, при подготовке
психоаналитических терапевтов или психоаналитиков, в зависимости от особенности
программы, частота супервизии четко обговорена правилами - это 1 - 2 раза в неделю
регулярно на протяжении нескольких лет.Потом, после прохождения обязательных
часов, большинство из профессионалов увлекаются получением ценного взгляда со
стороны, и регулярная супервизия становится образом жизни терапевт. Такой подход отличается от того, когда терапевт изредка бежит к
супервизору, чувствуя, что он запутался, дело зашло в тупик. Но супервизия
«такими набегами», на мой взгляд, минимально продвигает специалиста в
его профессиональном росте.
МОЙ ЛИЧНЫЙ
ОПЫТ КАК СУПЕРВИЗОРА И СУПЕРВИЗАНТА. Я являюсь
супервизором психологического сообщества "МГИ" и обучаю начинающих
психотерапевтов, в том числе, и через супервизию – индивидуальную и групповую. Также я
стараюсь вдохновить студентов и начинающих коллег и личным примером! Несмотря на
стаж работы более 20 лет, я продолжаю и сама регулярно обращаться за супервизией к
уважаемым мною опытным коллегам.
|