Подарки психотерапевту... Почему – «нет» !

     Пациент оплачивает помощь психотерапевта в денежном эквиваленте, и, кроме этого, ничего не должен ему.

Но многие пациенты порой испытывают желание выразить свои чувства терапевту через подарки, цветы, и другие «презенты»… Но для профессионала-психотерапевта (в отличие от специалистов других помогающих профессий)  принимать эти «дары» я считаю неправильным.

Ну, во-первых, самое очевидное - психотерапевт в переносе для пациента является значимой родительской фигурой. Поэтому пациент сознательно или бессознательно часто желает заслужить его внимание, расположение, принятие; хочет быть для него хорошим и любимым. И принимать подарки (или услуги) – значит, использовать пациента и использовать свое профессиональное положение во взаимоотношениях с человеком, который, по определению, испытывает привязанность, зависимость, нуждаемость.

У меня есть свой внутренний запрет на принятие подарка… Но, когда подарок дарится первый раз, я принимаю его -  ведь он часто делается от всей души, и новый пациент еще не знает всех особенностей аналитической работы; и своим отказом я бы не хотела обидеть и ранить человека.  
Но в дальнейшем подарков я не принимаю, и сам пациент уже понимает, с чем это связно.

Хотя, знаю, что некоторые аналитики в этих случаях поступают более категорично – например, американский психоаналитик Вамик Волкан предлагал пациенту оставить подарок у него в кабинете только на то время, пока они не поймут его смысл; а потом – забрать его.

ЧЕМ ПОДАРКИ, В КАЧЕСТВЕ ОТРЕАГИРОВАНИЯ, «ВРЕДНЫ» ДЛЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА?

В аналитической терапии подарки считаются отреагированием – т.е. действием, вместо осознавания, осмысления и проговаривания. Считается, что отреагирование – это сопротивление осознаванию, воспоминанию; и этим оно является непродуктивным для терапии.  

При первом подарке при подходящем моменте в сессии я деликатно начинаю обсуждать скрытый (бессознательный) смысл этого дара. И пациенты привыкают к этому   психоаналитическому правилу – что в терапевтической работе свои чувства важнее осознавать и проговаривать, а не выражать действиями (в данном случае, через дарение).
Ведь подарок содержит множество скрытых бессознательных смыслов! Расскажу о некоторых из них.

БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЕ СМЫСЛЫ ПОДАРКОВ.

(Все примеры изменены в целях соблюдения конфиденциальности).
Например, пациенты на сессии нередко бывают агрессивны, иногда даже резки (а работа с агрессией – важная часть терапии)… А на следующем сеансе по какому-то поводу приносится подарок. Как я уже говорила, важная часть терапевтической работы – это осознание пациентом своих чувств, а не отреагирование их через действие.
Поэтому важнее будет понять - что в данном случае скрывается за этим подарком: страх потерять доброе расположение терапевта? Получить отказ терапевта продолжать работу? Стыд? Вина за свое поведение (как высшая форма психической зрелости)? И тогда подарок дарится в качестве компенсации «ущерба». Как говорится на профессиональном языке – чтобы репарировать – т.е.  восстановить «поврежденного» терапевта.
Также на аналитическом языке про это можно думать, как об «аннулировании» – когда человек с помощью подарка бессознательно(!), магическим образом пытается стереть нанесенный вред.

Порой, человек, проходящий терапию, подарком пытается создать с терапевтом особые отношения – где он будет особенным и наиболее любимым для терапевта - больше чем другие его пациенты. В этом случае, осознав это, в терапии важнее отгоревать боль своего «внутреннего ребеночка»  – когда в детстве пациент был вынужден конкурировать за внимание родителей с сиблингами (братьями и сестрами), и не мог получить достаточного внимания.

Другой пример… Как-то мужчина подарил мне продукт своей профессиональной деятельности. В обсуждении он признался, что хотел казаться для меня не просто (как он себя чувствовал) «больным пациентом» - в этом положении он ощущал свою приниженность; а привлечь к себе внимание, как к ценному специалисту в своей области, обладающему еще чем-то, кроме психологических проблем.  
Здесь важно было бы обсудить болезненную тему приниженности рядом с терапевтом. Почему переживания пациента таковы - если он не может сам справиться с трудностями, то он чувствуют стыд? Скорее всего, он имеет Эго-идеал себя такого – который сам мог бы всё; и страдает оттого, что это не так.

Иногда подарки дарятся, чтобы «простимулировать» терапевта на более активную и включенную работу.

Иногда - чтобы искупить вину за пропущенный сеанс – в то время, как терапевт ждал пациента, потеряв своё профессиональное время. Это особенно касается тех случаев, когда в терапевтическом контракте нет договора об оплате пациентом своего времени.

Ещё пример… Однажды пациентка, которая сама училась психологии, и параллельно проходила собственную терапию, принесла мне в подарок книгу на профессиональную психологическую тему. В осмыслении этого мы пришли к выводу, что ей очень хотелось почувствовать себя коллегой (пусть начинающей), но с которой мы читаем одинаковую литературу, а не просто пациентом. И через это сблизиться со мной.

В другом случае подаренная мне книга по психотерапии означала скрытое обесценивание пациентом меня, как профессионала. Пациент, таким образом, намекал, что мне надо ознакомиться с этой литературой, которую, по его мнению, я не читала - где написано, как его надо лечить!

В последнем примере, мужчина еще пару раз повторял: «Я опять хотел вас направить на тот сайт, где была статья, как работать с пограничными пациентами. А вдруг вы этого не знаете и лечите меня неправильно!?»
Осознавание своего обесценивания (сомнения, недоверия) и обсуждение этого на сеансе, гораздо более эффективно, чем отреагирование через действие, о котором говорилось выше. Это важная работа с латентным (скрытым) негативным переносом.
В дальнейшем пациенты в терапевтической работе получают навык проговаривания, вместо действия.


Автор: Аналитический психотерапевт Ежек Наталия.

К списку статей