Пациент оплачивает помощь психотерапевта в денежном эквиваленте, и,
кроме этого, ничего не должен ему.
Но
многие пациенты порой испытывают желание выразить свои чувства терапевту через
подарки, цветы, и другие «презенты»… Но для профессионала-
психотерапевта (в отличие от специалистов других помогающих профессий)
принимать эти «дары» я считаю неправильным.
Ну, во-первых,
самое очевидное - психотерапевт в переносе для пациента является значимой
родительской фигурой. Поэтому пациент сознательно или бессознательно часто желает
заслужить его внимание, расположение, принятие; хочет быть для него хорошим и
любимым. И принимать подарки (или услуги) – значит, использовать пациента и
использовать свое профессиональное положение во взаимоотношениях с человеком,
который, по определению, испытывает привязанность, зависимость, нуждаемость.
У меня есть свой внутренний запрет на принятие подарка… Но, когда
подарок дарится первый раз, я принимаю его - ведь он часто делается от всей
души, и новый пациент еще не знает всех особенностей аналитической работы; и своим
отказом я бы не хотела обидеть и ранить человека. Но в дальнейшем
подарков я не принимаю, и сам пациент уже понимает, с чем это связно.
Хотя, знаю, что некоторые аналитики в этих случаях поступают более
категорично – например, американский психоаналитик Вамик Волкан предлагал
пациенту оставить подарок у него в кабинете только на то время, пока они не поймут
его смысл; а потом – забрать его.
ЧЕМ
ПОДАРКИ, В КАЧЕСТВЕ ОТРЕАГИРОВАНИЯ, «ВРЕДНЫ» ДЛЯ
ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА?
В аналитической терапии подарки
считаются отреагированием – т.е. действием, вместо осознавания, осмысления и
проговаривания. Считается, что отреагирование – это сопротивление
осознаванию, воспоминанию; и этим оно является непродуктивным для терапии.
При первом подарке при подходящем моменте в сессии я деликатно начинаю
обсуждать скрытый (бессознательный) смысл этого дара. И пациенты привыкают к
этому психоаналитическому правилу – что в терапевтической работе
свои чувства важнее осознавать и проговаривать, а не выражать действиями (в данном
случае, через дарение). Ведь подарок содержит множество скрытых
бессознательных смыслов! Расскажу о некоторых из них.
БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЕ СМЫСЛЫ ПОДАРКОВ.
(Все
примеры изменены в целях соблюдения конфиденциальности). Например,
пациенты на сессии нередко бывают агрессивны, иногда даже резки (а работа с
агрессией – важная часть терапии)… А на следующем сеансе по какому-то
поводу приносится подарок. Как я уже говорила, важная часть терапевтической работы
– это осознание пациентом своих чувств, а не отреагирование их через действие.
Поэтому важнее будет понять - что в данном случае скрывается за этим
подарком: страх потерять доброе расположение терапевта? Получить отказ терапевта
продолжать работу? Стыд? Вина за свое поведение (как высшая форма психической
зрелости)? И тогда подарок дарится в качестве компенсации «ущерба». Как
говорится на профессиональном языке – чтобы репарировать – т.е.
восстановить «поврежденного» терапевта. Также на аналитическом
языке про это можно думать, как об «аннулировании» – когда
человек с помощью подарка бессознательно(!), магическим образом пытается стереть
нанесенный вред.
Порой, человек, проходящий терапию, подарком
пытается создать с терапевтом особые отношения – где он будет особенным и
наиболее любимым для терапевта - больше чем другие его пациенты. В этом случае,
осознав это, в терапии важнее отгоревать боль своего «внутреннего
ребеночка» – когда в детстве пациент был вынужден конкурировать
за внимание родителей с сиблингами (братьями и сестрами), и не мог получить
достаточного внимания.
Другой пример… Как-то мужчина подарил мне
продукт своей профессиональной деятельности. В обсуждении он признался, что хотел
казаться для меня не просто (как он себя чувствовал) «больным
пациентом» - в этом положении он ощущал свою приниженность; а привлечь к
себе внимание, как к ценному специалисту в своей области, обладающему еще чем-то,
кроме психологических проблем. Здесь важно было бы обсудить болезненную
тему приниженности рядом с терапевтом. Почему переживания пациента таковы - если
он не может сам справиться с трудностями, то он чувствуют стыд? Скорее всего, он
имеет Эго-идеал себя такого – который сам мог бы всё; и страдает оттого, что это
не так.
Иногда подарки дарятся, чтобы «простимулировать»
терапевта на более активную и включенную работу.
Иногда - чтобы
искупить вину за пропущенный сеанс – в то время, как терапевт ждал пациента,
потеряв своё профессиональное время. Это особенно касается тех случаев, когда в
терапевтическом контракте нет договора об оплате пациентом своего времени.
Ещё пример… Однажды пациентка, которая сама училась психологии, и
параллельно проходила собственную терапию, принесла мне в подарок книгу на
профессиональную психологическую тему. В осмыслении этого мы пришли к выводу, что
ей очень хотелось почувствовать себя коллегой (пусть начинающей), но с которой мы
читаем одинаковую литературу, а не просто пациентом. И через это сблизиться со мной.
В другом случае подаренная мне книга по психотерапии означала скрытое
обесценивание пациентом меня, как профессионала. Пациент, таким образом, намекал,
что мне надо ознакомиться с этой литературой, которую, по его мнению, я не читала -
где написано, как его надо лечить!
В последнем примере, мужчина еще
пару раз повторял: «Я опять хотел вас направить на тот сайт, где была статья, как
работать с пограничными пациентами. А вдруг вы этого не знаете и лечите меня
неправильно!?» Осознавание своего обесценивания (сомнения, недоверия) и
обсуждение этого на сеансе, гораздо более эффективно, чем отреагирование через
действие, о котором говорилось выше. Это важная работа с латентным (скрытым)
негативным переносом. В дальнейшем пациенты в терапевтической работе получают
навык проговаривания, вместо действия. |