В чем проявляются панические атаки.
Часто на прием к психотерапевту по настоянию медиков приходят пациенты, страдающие паническими атаками. Пациенты жалуются на то, что в определенных ситуациях или местах (в лифте, в подземном переходе, в автомобильной пробке, на больших открытых площадях, да и просто в собственной квартире, когда нет рядом близких) возникают соматические симптомы – головокружение, усиление сердцебиения, потливость, ощущения удушья. Часто эти симптомы сопровождаются страхом смерти.
Пациенты, пугаясь непонятных ощущений, обращаются к врачам, начинают проходить многочисленные диагностические процедуры, которые, как правило, показывают, что со здоровьем, по большом счету, все в порядке. Часто врачи выносят диагноз – ВСД. При этом добавляют, что этот диагноз присутствует очень у многих, да и излечения его, практически, не существует и поэтому рекомендуют пациентам обратиться к психотерапевту.
Хотя панические атаки не приводят к смерти от удушья ли остановки сердца, их проявления являются очень мучительными и изматывающими для человека. Такие состояния, с которыми не удалось справиться, часто вынуждают людей серьезно ограничивать свою жизнь (отказаться от поездок в транспорте, не пользоваться лифтом и т.д.) - тем самым, отказываясь от интересной работы, от насыщенной жизни. Либо люди становятся зависимыми от психотропных препаратов – транквилизаторов, антидепрессантов, нейролептиков - которые, будучи грамотно подобранными, способны нормализовать состояние.
Поэтому панические атаки можно и нужно лечить и в данном случае наилучшим выходом будет обращение за психотерапевтической помощью, которая может быть разных видов; их мы рассмотрим чуть ниже.
Особенности пациентов, страдающих паническими атаками.
Уже в начале психотерапевтической работы бывает заметно, что за предъявляемыми симптомами стоят трудности пациента в том, чтобы быть в контакте со своими чувствами – осознавать, принимать и проживать их.Отказ от своих чувств, нежелание с ними соприкасаться часто выливается в соматические приступы, в том числе, доходящие и до панических атак.
Примером может служить иллюстрация из терапевтической практики. Одна пациентка пришла за психотерапевтической помощью по поводу панических атак, появление которые она связывала с недавней трагической смертью мужа. Одной из фраз, которую пациентка многократно повторяла, описывая себя, была: «Я всегда была таким «позитивчиком» и всегда справлялась!» Когда я пыталась обратить внимание пациентки на стрессовые условия ее жизни, женщина закрывалась от чувств по поводу этого своей «коронной фразой». Пациентка оценивала это качество как свое достоинство, подчеркивая, что и друзья ценят ее за то, что она «всегда позитивчик».
Но, слушая ее, я ловила себя на удивлении и недоумении – как она легко рассказывала про события своей жизни: про смерть любимого мужа (по поводу которой, говоря ее словами, она не пролила ни слезники (!?)); про его продолжительный алкоголизм; про трудности в их отношениях, при которых они даже не смогли жить под одной крышей и были вынуждены, оставаясь в браке, разъехаться. Вспоминая свою детскую историю, женщина так же легко и даже как-то весело рассказывала про раннее сожительство с мужчиной - гораздо старше ее; про его жестокие побои; про алкоголизм ее родителей, который вынудил ее на столь ранний «побег» из родительского дома.
Когда женщина рассказывала об очередной (по моим ощущениям) драме своей жизни; я, ставя себя на ее место, испытывала сильные чувства – тревогу, страх, переживание униженности, безысходности и бессилия, отчаянья, злости. Пациентка же старалась не быть с этими чувствами в контакте – говорила без слез, часто посмеиваясь - внешне легко и, правда, позитивно(!) Хотя позитивного в ее истории было мало.
На бытовом уровне кому-то может показаться - что это хорошо – уметь так легко смотреть на трудности и обходить их. Но здоровой психике присуще умение быть в контакте с тяжелыми чувствами – особенно с тревожными и депрессивными - т.е. осознавать, принимать и проживать их, не будучи разрушенной и затопленной ими.
Нэнси Мак Вильямс указывает на один из 16 признаков психического здоровья – это способность выносить накал эмоций. Выносить эмоции – значит уметь оставаться с ними, чувствовать и проживать их, при этом, не действуя импульсивно под их влиянием. Также это означает способность одновременно оставаться в контакте и с эмоциями, и с мыслями, когда эмоции не «затмевают» рациональную частью.
Часто люди, страдающие паническими атаками, бывают болезненно зациклены на телесных проявлениях – прислушиваются к биению сердца, к своему дыханию; но им зачастую не хватает интереса к своему психологическому миру. Они не пытаются связать приступы с какими-то жизненными проблемами и тревогами. Очень часто я сталкиваюсь с тем, что на сеансе пациентам как будто бы даже и нечего рассказать про себя, свою жизнь. В их глазах недоумение: «Вроде бы я вам все уже рассказал про приступ и страх. Что вы еще ждете? Сделайте уже что-нибудь!» Им трудно посмотреть со стороны на себя и свою жизнь: «Да, вроде бы все нормально…» Вот только, какие чувства прорываются в виде приступа? О чем сигналит тело?
Но дело в том, что чувства, которые невозможно осознать и выразить, могут прорываться в виде пугающих телесных реакций.
Плюсы и минусы различных видов психотерапевтической помощи для пациентов с паническими атаками.
На один взгляд, таким пациентам подошел бы вид психотерапии, в котором идет работа не с симптомом, а с личностью в целом – например, психоаналитическая терапия, которая, конечно же, приведет и к избавлению от симптомов.Такая психотерапия не сфокусирована на какой-то одной проблеме, она решает сложные и глубокие вопросы - это изменение характера, навязчивые тревоги и мысли, сложности в общении, неуверенность в себе, раздражительность и агрессивность, страхи, застарелые конфликты, и многое другое. Психоаналитическая работа призвана разобраться с тем, как человек строит свою жизнь и свои отношения, какой вклад он вносит лично в создание своих проблем.
Если пациент поверил специалисту, что причину надо искать в психике, а не в теле, и решается на такой вид терапии, ему важно принять то, что помощь в данном случае будет направлена не только (или даже не столько) на их конкретный симптом (например, усиленное сердцебиение, сопровождающееся страхом смерти), а на работу над всей его жизнью. В начале для человека может оказаться странным и непонятным, что в психотерапии важно обсуждать его проблемы и конфликты в семье, трудности на работе, психотравмы, тянущиеся из детского возраста. Но при такой работе можно заметить, где о психоэмоциольном напряжении, которого человек не хочет замечать, ему сигналит тело с помощью различных симптомов.
Среди плюсов этой работы – то, что уходят не только изматывающие симптомы – фобии, панические атаки; но и происходит гармонизация личности в целом. В конечном итоге аналитическая терапия нацелена на то, чтобы помочь человеку личностно вырасти - чтобы он мог справиться с проблемами, ограничивающими его возможности, опереться на новые ресурсы и начать жить полноценной жизнью. Она способствует тому, чтобы собственные реакции на происходящее стали более адекватными; помогает адаптироваться к реальности более эффективным образом; позволяет гармонизировать характер, изменить отношение к себе и к окружающим.
Среди минусов– такая работа относится с долгосрочной терапии, которая длится от двух лет и до тех пор, пока у человека есть потребность разбираться в себе. Симптомы обычно уходят достаточно скоро; но изменение характера, пересмотр своих жизненных установок и ценностей не может происходить быстро. И если проблемы накапливались много лет, то вряд ли с ними можно справиться за несколько сеансов. Поэтому такая работа оказывается достаточно затратной в финансовом и временном плане.
Как мы уже говорили, частой особенностью пациентов, страдающих паническими атаками, является то, что такие люди редко испытывают интерес к своему внутрипсихическому миру, им недостает рефлексии – способности к самоанализу, интереса к познанию себя. Эти качества необходимы для прохождения аналитической терапии. Поэтому, несмотря на большое количество плюсов аналитической терапии, такая работа показана не всем обратившимся за помощью.
Понятно, что далеко не каждому из нас интересно быть «самому себе психологом», пытаться разобраться в себе, стараясь понять свой внутренний мир. Но в определенной степени рефлексия является одним из качеств, присущим здоровой психике - как способность посмотреть на себя как бы со стороны, постараться увидеть и проанализировать свои проблемы. На это опять таки указывает Нэнси Мак Вильямс, перечисляя 16 элементов психического здоровья.
Но в таком случае пациентам данной группы, возможно, больше подойдут методы краткосрочной терапии, например гипнотерапии, когнитивно- поведенческой терапии - в которых работа идет только с конкретным симптомом, не затрагивая остальные слои личности человека. В таких видах терапии специалисты обещают за 7 -10 сеансов избавить пациента от панических атак. Одной из задач этой работы является научение способам справляться с тревогой при приступе. В этих целях предлагается вести дневник самонаблюдения, освоить дыхательные техники, ослабляющие тревогу, научиться приемам, переключающим внимание со своего страха и т.д. Главное – это обучение и усвоение новых моделей поведения.
Плюсом таких видов терапии является то, что они кратковременны, гораздо менее затратны финансово и обещают быстрое решение главной мучающей проблемы.
Среди минусов то, что психопатология пациента остается прежней, и имеющиеся конфликты, неосознаваемые и отщепленные части могут выливаться в другие симптомы или могут происходить рецидивы панических атак. Не претендуя на обобщение, могу отметить, что ко мне обращались пациенты, имеющие успешный опыт разрешения панических атак в гипнотерапии, поведенческой терапии, но через некоторое время сталкивались с возобновлением проблемы.
Но в данном случае пациенту лучше самому определиться, какого результата он ждет от психотерапевтической помощи, и принять решение к специалисту, какого направления ему обратиться.
Приемы самопомощи, которую может оказать себе человек до того, как он успел обраться к специалисту.
Панические атаки – такое расстройство, при котором очень непросто заочно дать конкретные рекомендации, относительно того, как человек может помочь себе сам во время приступа. Эффективные рекомендации разрабатываются уже в терапевтической работе преимущественно в когнитивно-поведенческой терапии.
Если задуматься о рекомендациях, то все они оказываются не очень эффективными под накалом эмоционального состояния на фоне приступа. И, тем не менее, чтобы хоть немного облегчить себе состояние, можно попробовать следующее…
- Часто помогают справиться с приступом дыхательные упражнения, нормализирующее состояние. Нужно постараться некоторое время делать быстрые короткие вдохи и длинные медленные выдохи - это помогает снизить тревогу и нормализовать состояние.
Но лучшее в данном случае - это обращение за квалифицированной помощью, которая обычно бывает комбинированной - психотерапевтическая работа и на первых этапах медикаментозное лечение, назначенное психиатром.
|